Метавселенная – это сравнительно новый термин, который далеко не всем понятен. Рассмотрим, что собой
представляет метавселенная, сколько их, какие у них особенности и разберем пример развития и перспектив
одной из таких создающихся метавселенных.
Что такое метавселенная?
Оригинальное название на английском звучит как Metaverse, что дословно и переводится как Метавселенная. Данное понятие обозначает определенное пространство, где все пользователи могут получить возможность существовать как с реальными, так и с виртуальными объектами одновременно.Такой эффект достигается за счет большого количества технологий, включая ИИ (искусственный интеллект), дополненную, смешанную и виртуальную реальности (AR, MR и VR), систему блокчейна и так далее.
По версии ученых из Мичиганского государственного университета, для любой метавселенной характерными будут три основных особенности:
- Эффект присутствия. В метавселенной должен быть такой эффект для улучшения качества цифрового взаимодействия.
- Устойчивые стандарты. Это необходимо для того, чтобы обеспечить взаимодействие между разными платформами. Над стандартами такого типа уже сейчас работает ряд организаций, среди которых, например, Metaverse Interoperability Community Group, которая была создана в апреле 2021 года.
- Совместимость. Это необходимо для того, чтобы пользователь смог сохраняя свои цифровой аватар и другие объекты перемещаться между разными виртуальными пространствами.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что основной особенностью метавселенных будет взаимосовместимость или, как минимум, определенная универсальность. Это позволит с минимальными усилиями обеспечивать одинаковое взаимодействие между пользователями. Здесь и далее понятие метавселенная используется как в текущем, так и будущем временах. Суть в том, что полноценной метавселенной, такой, какая она должна быть, еще не существует.
Однако многие платформы называют свои площадки именно так и, фактически, они частично правы, так как они являются по своей сути «зародышами» метавселенных, из которых вполне могут вырасти полноценные сервисы, способные захватить лидерство по количеству пользователей в цифровом мире.
Кто создал метавселенную?
По существующей информации, непосредственно сам термин «метавселенная» появился при помощи автора Нила Стивенсона. В его романе «Лавина», который был опубликован в 1992 году, главный герой работает разносчиком пиццы в реальном мире и, одновременно, «работает» воином в метавселенной, сражаясь против распространенная цифрового наркотика.Иногда вместо понятия «метавселенная» применяется другой, аналогичный по сути и смыслу термин «киберпространство». Однако именно «метавселенная» используется существенно чаще.
Таким образом, формально создателем самого понятия можно считать автора Нила Стивенсона, однако схожие виртуальные пространства, пусть и под другими названиями, фигурировали во многих произведениях, потому сложно сказать, кто именно первым предложил общий принцип киберпространства или метавселенной.
Разногласия и проблемы метавселенных
Учитывая тот факт, что система метавселенных по сути еще не реализована, возникает множество вопросов и разногласий, которые еще предстоит решить. К таковым относятся следующие:- Универсальный аватар. Пока непонятно, будет ли аватар пользователя един на всех платформах или же для каждой из них понадобится отдельный аватар. У обоих вариантов есть свои преимущества и недостатки, так что есть смысл реализовать возможность как использовать один и тот же, так и везде применять разные аватары. Впрочем, скорее всего, эта особенность останется на совести самих разработчиков.
- Срок использования. Предполагается, что метавселенная станет таковой только при условии, что люди будут проводить в ней достаточно большое количество времени. На данном этапе пока непонятно, какой это будет временной промежуток и чем вообще планируется занять людей, чтобы якобы метавселенная не превратилась в очередную площадку, на которой люди появляются только тогда, когда им что-то понадобится.
- Управление метавселенной. Неизвестно, кто и как будет управлять той или иной метавселенной. Одни считают, что должно быть централизованное управление и жесткая модерация. По мнению других, управление обязано быть децентрализованным. Соответственно и модерация в таких условиях будет очень либеральной.
-
Связь с реальностью. Неизвестно, насколько метавселенная сможет заменить реальность, что она сможет дать
пользователям. По одним данным, метавселенная будет может быть полной заменой реальности с возможностью
предоставлять работу и обеспечивать основные потребности. Например, развлечения.
По другим данным, метавселенная будет лишь дополнять реальность, но не сможет и не должна ее полностью заменять. Скорее всего, будет выбран второй вариант, однако все станет понятнее к моменту полноценной реализации метавселенной.
И это лишь часть возможных проблем и спорных вопросов, пусть и основная. Существует и множество других моментов, которые требуют обсуждения и поиска путей решения.
Финансовое развитие метавселенных
По данным 2020 года от компании Market Research Future, стоимость рынка метавселенных составила более 21,9 миллиарда USD. По предварительной информации, вплоть до 2030 года, вложения в эту индустрию будут ежегодно увеличиваться примерно на 40-45%.По данным специалистов, эта цифра может увеличиваться при повышении интереса к сближению физического и цифрового миров или уменьшаться, если будет расти риск возникновения угроз кибернетической безопасности. Ключевыми компаниями, которые работают над метавселенными, являются Facebook, Epic Games, Roblox Corporation и Tencent Holdings. В этом же направлении работают ByteDance и Nvidia.
По данным Bloomberg, рыночный доход индустрии метавселенных уже в 2024 году достигнет 800 миллиардов USD. Для сравнения, в 2020 году этот показатель составляет 500 миллиардов USD. Как считают эксперты, значительная часть доходов появится за счет как прямых транзакций, так и рекламы во всем ее разнообразии.
Перспективы метавселенной от Facebook
Фактически компании Facebook уже не существует. Еще в октябре 2021 года эта компания была переименована в Meta. Примечательно, что названия всех продуктов, типа социальных сетей, мессенджеров и так далее остались без изменений. Вероятно, чтобы не путать пользователей, которые уже привыкли к действующим наименованиям.Марк Цукерберг считает, что метавселенная – это не просто интернет или его часть. Это не просто виртуальная реальность. Это полноценная платформа, в которой можно постоянно находиться, а не просто просматривать тот или иной контент. По словам Цукерберга, одной из основных особенностей метавселенной станет то, что пользователь сможет реально ощущать другого человека, вне зависимости от того, на каком расстоянии тот находится.
Планируется, что в метавселенной пользователи получат возможность заниматься всем, чем им угодно. Например:
- Проводить встречи с родственниками и знакомыми;
- Проводить рабочие встречи;
- Выполнять рабочие обязанности;
- Обучаться новым специальностям;
- Играть и развлекаться;
- Совершать покупки;
- Создавать что-то новое;
- Получать впечатления и так далее.
Пользователи метавселенной получат возможность мгновенного перемещения между разными местами. Они смогут сначала побывать, например, в офисе, потом моментально перенестись на концерт, а оттуда так же мгновенно попасть домой.
По задумке разработчиков, предполагается, что метавселенная будет полностью открыта и совместима с любыми другими платформами. Ее можно будет использовать как через компьютер, так и через смартфон. Разумеется, она будет доступна посредством очков виртуальной и дополненной реальностей.
Как прогнозирует Марк Цукерберг, на создание собственной метавселенной у компании уйдет порядка 5-10 лет. Примечательно, что к этому процессу глава корпорации начал готовиться заранее, создав специальный фонд еще до переименования Facebook в Meta. Помимо сроков, также известно, что для работы над собственной метавселенной компания Meta наймет порядка 10 тысяч новых сотрудников, каждый из которых будет высококачественным специалистом.
Пока еще рано делать какие-то конкретные прогнозы, однако уже становится понятно, что общая идея метавселенной интересует далеко не только одну компанию Meta и ее главу. На данном этапе технологии дополненной и виртуальной реальностей еще далеки до идеала, однако они постоянно развиваются и в конечном итоге, возможно, даже не через 5-10, а скорее через 20 лет метавселенные станут реальностью и привлекут пользователей со всего мира.
Метавселенные на блокчейне
Некоторые из метавселенных будут базироваться на блокчейн-технологиях. Например, к таковым уже относятся Decentraland, Upland и Cryptovoxels. На подобных площадках пользователи смогут создавать свой контент и монетизировать его, торговать различными объектами или просто взаимодействовать с ними. И, конечно же, просто играть.Возьмем для примера Decentraland. На этой площадке компания Tokens.com приобрела так называемую «землю», то есть территорию для своих проектов, на сумму в 2,4 миллиона долларов США. Эта покупка считается самой крупной за всю историю существования метавселенной Decentraland.
Полученные земли будут использованы для того, чтобы развивать индустрию моды, создавать новые проекты и даже проводить массовые мероприятия. Планируется наладить сотрудничество с различными модными брендами и помогать им посредством метавселенной взаимодействовать с пользователями-потребителями.
Интересно то, что не так давно свою часть территории на Decentraland купил МИД (Министерство иностранных дел) Барбадоса. Планируется уже в текущем, 2022 году, открыть тут цифровое посольство. По мнению посла Барбадоса, такой подход даст возможность стране повысить численность дипломатических миссий во всем мире, и одновременно будет способствовать продвижению культуры Барбадоса в других регионах планеты.
Рекомендуем почитать:
Игровые метавселенные
Не смогли мимо метавселенных пройти и игровые компании. В частности, стоит поговорить об Epic Games. Еще в 2017 году лидер этой компании, Тим Суини, планировал превратить игру Fortnite во что-то большее, чем просто развлечение.По мнению разработчиков, уже сейчас Fortnite представляет собой не просто игру, а полноценную социальную сеть, в которую люди заходит не только для того, чтобы развлекаться, но и для того, чтобы пообщаться со своими друзьями и знакомыми. Впрочем, последнее не ново для любой игры, у которой есть возможность общения и взаимодействия с другими игроками.
На текущий момент компания Epic Games уже привлекла порядка 1 миллиарда долларов США для того, чтобы создавать и развивать свою метавселенную. В частности, особый упор для начала будет сделан на реалистичных аватарах пользователей.
Игра Fortnite уже сейчас постепенно становится чем-то большим, чем просто общение и развлечение. Например, не так давно прямо в игре прошел концерт Арианы Гранде. Там же показывали фильмы Кристофера Нолана. Компания Balenciaga создала для игры 4 скина (костюма для персонажей). И таких примеров множество.
Многим пользователям пока непонятно, в чем интерес смотреть тот же концерт или фильмы в игре, а не сделать все то же самое просто через браузер в интернете. Однако современное поколение все больше предпочитает пользоваться такими универсальными площадками, на которых представлено большое количество активностей. Как следствие, в дальнейшем метавселенные будут становится все популярнее и популярнее.
Заключение
Метавселенная – это цифровой мир в нашей реальности. В зависимости от того, чем конкретно занимается пользователь, такой цифровой мир сможет заменить ему любые социальные сети, мессенджеры, рабочие площадки и многое другое. Разумеется, очень сильно все зависит от того, какие будут потребности, что смогут реализовать разные площадки и насколько на самом деле все это будет универсальным и взаимосвязанным.
Тарас С.Частный инвестор, предприниматель, блогер. Инвестирую с 2008 года. Зарабатываю в интернете на высокодоходных проектах, криптовалютах, IPO, акциях и других активах. Со-владелец нескольких ресторанов и сети магазинов электронной техники. Консультирую партнеров, делюсь опытом.
Присоединяйся в Telegram-канал блога со свежими новостями. Чат с консультантом в Телеграм.
Присоединяйся в Telegram-канал блога со свежими новостями. Чат с консультантом в Телеграм.