Компания Nvidia: история развития известного бренда
Компания Nvidia – технологическая корпорация, созданная американскими инженерами в 1993 году, которые разработали графические процессоры и SoC (системы на чипе). Сегодня данными разработками пользуются во многих отраслях, включая производство беспилотных автомобилей. Бренд Nvidia сотрудничает с известными во всем мире компаниями, такими как Tesla, Toyota Motor Corp. и другими.
С чего все начиналось?
История Nvidia началась весной 1993 года, когда в Сан-Хосе (штат Калифорния) встретились Крис Малаховски, Дженсен Хуанг и Кертис Прем, между которыми давно завязались дружеские отношения. На тот момент Хуанг занимал высокий пост в корпорации по производству интегральных систем LSI Logic, Прем и Малаховски были инженерами предприятия Sun Microsystems.За обедом приятели пришли к выводу, что следующим прорывом в мире технологий должна стать система, способная проводить мгновенные вычисления, с которыми не смогут справляться обычные процессоры. На тот период 3-мерные ПК-игры уже распространялись по планете, что обещало компаниям-производителям видеокарт крупные доходы.
Основание компании Nvidia
Используя собственный опыт, друзья решили создать бренд Nvidia. С названием они определились перед самой регистрацией, остановившись на Nvidia, что с латыни переводится, как "зависть".Изначально бюджет компании составлял 40 000$. Дженсен Хуанг стал главным исполнительным директором (SEO) и президентом компании, должность вице-президента по разработкам досталась Крису Малаховски, Кертис Прем выполнял обязанности техдиректора. Из-за отсутствия собственных мощностей производства для разработки механизма, в начале существования фирма Nvidia занималась маркетингом и проектированием продукции.
История развития компании Nvidia
Почти год потребовалось, пока был найден партнер, благодаря которому удалось разработать микропроцессор мощностью 500 нанометров. Им стала корпорация SGS-Thomson Microelectronics, которая предоставила молодой компании Nvidia свою фабрику во французском Гренобле.Помимо недвижимости, итальянский концерн STMicroelectronics внес инвестицию размером почти $10 миллионов. Деньги предназначались для разработки первого в истории компании Nvidia продукта – мультимедийной карты NV1.
Первые разработки
В NV1 входил блок для обработки 2D-графики, трехмерный графический ускоритель, звуковая карта и игровой порт, совместимый с компьютерной приставкой Sega. Часть видеоигр портировалась на устройство через NV1, а сама карта выпускалась с логотипами SGS-Thomson Microelectronics и Diamond Multimedia.Увы, но ожидания успеха не были оправданы. Потратив вложенные средства на разработку NV1, оказалось, что карта не имеет совместимости с новинкой от Microsoft – API DirectX. По этой причине пришлось сокращать штат работников почти наполовину, и отказаться от разработки мультимедийной карты NV2, которая предназначалась под приставки Sega Dreamcast. Фирма Nvidia сосредоточилась на изготовлении комплектующих элементов под персональные компьютеры.
1997 год в истории Nvidia запомнился выпуском графического процессора NV3 под названием Riva128. Данная разработка оказалась успешной – продукт характеризовался высокой производительность и имел полную совместимость с Direct3D, а главное, рыночная стоимость была намного ниже, чем аналог Voodoo Graphics от конкурентов 3DFX Interactive.
Весной 1998 г. общественности представлена новая разработка – мультимедийная карта NV4 Riva TNT. Обновленная и более совершенная версия получила большую популярность, благодаря чему впервые в истории Nvidia компанию отнесли к лидерам рынка среди инновационных разработчиков графических ускорителей. По итогам 1998 года, карта NV4 Riva TNT получает от популярного издания PC Magazine награду в номинации "Выбор редакции".
Еще в начале 1998 г. впервые в истории создания Nvidia планировалось разместить свои акции на бирже. Помехой стали многочисленные иски, которые подавались конкурентами, подозревающих компанию в нарушении патентов. За этот год оборот Nvidia составил более 158 миллионов долларов, чистый доход из которого – около $4,1 млн.
Укрепляясь на рынке
В начале 1999 г., впервые в истории, компания Nvidia публично выставила акции на биржу Nasdaq. Стартовая цена каждой из 3,5 млн выставленных акций составляла 12 USD, и всего за один день цена выросла почти до 20 долларов за штуку. Благодаря этому удалось заработать около $42 млн, а рыночную капитализацию поднять до 626 млн долларов.В том же 1999-м разработана усовершенствованная версия графического ускорителя Riva TNT – Riva TNT2. После выпуска NV5 Nvidia максимально близко приблизилась к главным конкурентам на рынке 3DFX. Спустя пару месяцев Nvidia представит еще одну новинку – процессор GeForce256. Эта система позволяет обрабатывать больший поток информации устройствам, в которых центральный процессор имеет меньше мощности.
В 2000 - 2002 годах компания Nvidia выиграла несколько судебных разбирательств. Сначала удалось добиться положительного результата в споре с S3 Graphics, который закончился кросс-лицензированием патентов и переходом 50 опытных специалистов S3 на работу в фирму Nvidia. Спустя год аналогичный спор выигран в основного конкурента – корпорации 3DFX, что привело к её банкротству. Компания Nvidia выкупила акции соперников за $70 млн, получив в распоряжение патенты на производство графических продуктов, товарные запасы и марки.
После этого на рынке разработчиков ускорителей графики осталось только две компании – Nvidia и канадская корпорация ATI Technologies. До 2003 г. американцы были единственными, кто поставлял графические чипы под Xbox, но когда Microsoft принял решение о снижении консольной себестоимости, этим заниматься стал ATI.
Тем временем, в истории Nvidia подписан первый крупный контракт с лидером рынка по производству приставок – компанией Sony. Сначала поставлялись графические процессоры для популярных в то время приставок PlayStation3, чуть позже – дискретную графику под настольные компьютеры от Apple.
Новые разработки
В 2006 г. произошло два знаковых события в мире графических инноваций. Сначала компания Advanced Micro Devices приобрела за $5,4 млрд акции АТІ, из-за чего прекратилось сотрудничество канадцев с лидером рынка разработок компьютерной техники Intel. Этим мгновенно воспользовалась Nvidia, подписав выгодные контракты, ранее приносившие до 70% выручки ATI. Одновременно, влияние AMD/ATI на рынке заметно уменьшилось.Спустя две недели бренд Nvidia представил унифицированный шейдерный архитектурный графический движок для ПК.
Уже в следующем году представлена дебютная программно-аппаратная архитектура CUDA, которая используется в системах для проведения параллельных вычислений. Новинка упростила применение графического процессора для общих вычислений, и стала основой при разработке связующего программного обеспечения PhysX. Сегодня процессор PhysX от Nvidia адаптирован под ПО Windows, MacOS, Андроид, iOS, PlayStation 3/4, Linux и Xbox 360/One.
Параллельно новая автоматизированная программа позволяет разработать графический движок Optix, при помощи которого происходит визуализация трассировки лучей. Он применяется не только для улучшения качества видеоигр, но и широко распространен в медицинских учреждениях, позволяя определять множество болезней, включая раковые заболевания.
В 2008-м году Nvidia приобретает акции компании Agela. Это позволяет расширить собственные возможности и интегрировать PhysX в новые разработки, которые будут приносить пользу в разных отраслях, в том числе – при создании беспилотных транспортных средств.
Продолжая развиваться
Зимой 2011-го американская компания подписывает 6-летний контракт с Интел на кросс-лицензирование. Сумма составила свыше $1,5 миллиарда, что стало абсолютным рекордом в истории компаний-разработчиков графических процессоров. Эти деньги сразу вложились в новые проекты, и к концу 2011 года мир увидел чипованную систему Tegra 3 ARM под мобильные телефоны на базе Андроид и IOS.Продолжая развиваться, Nvidia спустя два года выпускает четвертую версию Tegra, которая используется на смартбуках, планшетах и других игровых устройствах. В июле 2013 г. под бренд Nvidia переходит корпорация ST Microelectronics, что делает американцев практически собственниками рынка разработчиков инновационных компьютерных технологий.
Весной 2016 года впервые в истории создания Nvidia выпускается графический движок GeForce 10-й серии. Параллельно разрабатываются модели GTX 1070 и 1080, работающие на основе микроархитектуры Pascal. Через год подписывается соглашение о сотрудничестве с автомобильным гигантом-производителем Toyota Motor Corporation. Японская автокомпания до сегодняшнего дня использует систему Drive PX от Nvidia при разработке автономных моделей авто, которые ежегодно становятся более популярными и востребованными.
Летом 2017-го совместно с китайской компанией Baidu.Inc. объявили о широкомасштабном союзе, который занимается разработкой ИИ для облачных вычислений и автономного управления авто. Для этого создан специальный исходной открытый код PaddlePaddle, на основе которого разработана платформа Drive PX 2 AI. Сегодня программа широко применяется многими крупными автомобильными компаниями, которые специализируются на изготовлении беспилотных моделей.
Похожие статьи:
Nvidia и майнинг криптовалют
2017 год провозглашен в мире годом криптовалют. За короткий период времени стоимость биткойна увеличилась в 17 раз, лайткойн подорожал в 70 раз, эфириум – и вовсе на 10 500%. Отразился криптовалютный бум и на производителях компьютерных видеокарт – в частности, компания Nvidia за 2017 год заработала порядка 645 миллионов долларов, тогда как доход в 2018 г. составил около $1,93 млрд.Сохраняется подобная тенденция и сейчас. На рынке видеокарты последних версий Nvidia покупаются самыми разными клиентами – одних интересует увлекательное проведение свободного времени за популярными играми в современном графическом оформлении, тогда как другие пытаются майнить криптовалюты.
Компания Nvidia сейчас
Весной 2020 года завершилась сделка по покупке Mellanox – израильской компании-производителя телекоммуникационных оборудований. Уплаченная сумма в 6,9 миллиардов долларов стала рекордной в истории Nvidia.В ближайших планах компании приобретение акций британской корпорации ARM, которая на сегодня принадлежит японскому концерну SoftBank. Для осуществления сделки нужно получить разрешение от регуляторов, а размер операции оценивается $40 млрд. Из них, более 21 млрд будет выплачено акциями, еще 12 млрд наличными, 1,5$ млрд получат специалисты, работающие в ARM, акциями.
Предусмотрены и дополнительные выплаты около 5$ млрд в случае, когда ARM сумеет добиться ощутимого прогресса. При этом, после продажи доля холдинга из Японии в Nvidia составит 10%, что уже положительно отразилось на росте стоимости акций SoftBank.
По последним данным, капитал компании Nvidia сегодня составляет почти 7,5 млрд USD, обороты – около 10$ млрд ежегодно. В компании работает больше 13 тысяч людей, а рыночная капитализация оценена в $251,31 млрд Сейчас в обороте находится свыше 950 миллионов акций, 36% из которых принадлежат самой компании, еще 64% выставлены на биржу Nasdaq. Стать акционером крупнейшей корпорации можно, оплатив около 500 долларов за одну акцию.
Тарас С.Частный инвестор, предприниматель, блогер. Инвестирую с 2008 года. Зарабатываю в интернете на высокодоходных проектах, криптовалютах, IPO, акциях и других активах. Со-владелец нескольких ресторанов и сети магазинов электронной техники. Консультирую партнеров, делюсь опытом.
Присоединяйся в Telegram-канал блога со свежими новостями. Чат с консультантом в Телеграм.
Присоединяйся в Telegram-канал блога со свежими новостями. Чат с консультантом в Телеграм.