Когда любовь сильнее смерти – фильм "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Обзор на мистическую, полную философского смысла мелодраму "Знакомьтесь, Джо Блэк".
Ты берешь то, что нравится, а это не любовь! В лучшем случае — симпатия, влечение, может, даже страсть. Любовь подразумевает другое: полное доверие, жертвенность, ответственность за свои поступки, умение прощать и признавать ошибки, и в итоге — жить во благо любимой. А теперь возведи эту мысль в степень бесконечности и получишь представление, о чем я говорю...
Производство фильма
Приём эстетизации Смерти как художественного персонажа известен человечеству с давних времён. Вспомним хотя бы культуру раннего Средневековья, поэзию Франсуа Вийона и лермонтовского "Демона" в придачу. ХХ век продолжил аналогичные эксперименты.В 30-х годах драматург А. Каселла пишет пьесу с говорящим названием "Смерть берёт выходной". Спектакль наделал много шума на Бродвейских подмостках. Он выдержал сотни представлений и двумя годами позже был экранизирован. Эта первоначальная видеоверсия получила признание жюри Венецианского кинофестиваля.
В начале 70-х годов был выпущен одноименный римейк, с треском провалившийся в прокате. По прошествии ещё пары десятков лет к сюжету пьесы Каселлы обратился американский режиссёр Мартин Брест. Он дал своей картине иное название, углубил психологические портреты заглавных действующих лиц и вдохнул в состарившийся литературный источник новую жизнь. Так появился фильм "Знакомьтесь, Джо Блэк".
К работе над сценарием был привлечён Бо Голдман (к/ф "Пролетая над гнездом кукушки"), музыкальным оформлением занимался Томас Ньюман (к/ф "Побег из Шоушенка", "Запах женщины", "Зелёная миля"). Мистическая мелодрама была отснята с июня по ноябрь 1997 года кинокомпанией Universal Pictures. Натура для съёмок получилась обширной, работа проходила в 3-х штатах: в Нью-Йорке, Нью-Джерси и в Род-Айленде.
Сюжетные особенности
Сюжетная линия фильма имеет нестандартную завязку. Главное действующее лицо кинокартины – Смерть. Но это не скелет с косой из подростковых ужастиков, а весьма обаятельный молодой человек, погибший буквально накануне. Смерть на время выбирает его тело, чтобы поразвлечься в мире живых людей, получить новые эмоции и, возможно, завести интересные знакомства.Как ни странно, ровесница самого мироздания оказывается беспомощной в простейших житейских ситуациях (везде необходим опыт, даже в повседневных пустяках!). Ей срочно требуется собственный надёжный гид. В качестве компаньона Смерть выбирает газетного магната Перриша и заключает с ним сделку. Отныне Перриш повсюду водит с собой незнакомого молодого человека, представляя его недоумённой публике как некоего Джо Блэка.
Блэк и Перриш проводят бок о бок массу времени. При этом леденящее душу соседство не пугает бизнесмена. Он полон любви и заботы к дочерям, не печётся о богатстве и вообще ведёт себя так, как будто Смерти не существует вовсе.
Глядя на Перриша, Блэк всё больше начинает очеловечиваться: он проникается уважением к бесстрашию старика, стремится помочь ему в непростой рабочей ситуации, а в конечном итоге вовсе влюбляется в младшую дочь магната, красавицу Сьюзен. Возникшую ситуацию нужно как-то разрешать, ведь игра зашла слишком далеко. И если бы раньше Смерть не задумываясь молниеносным ударом разрубила клубок противоречий, то сейчас она вынуждена анализировать свои поступки и их возможные последствия.
Подбор актеров и прочие интересные факты
Режиссёрская ставка Бреста была сделана на триаду главных действующих лиц: Блэка, Перриша и Сьюзен. Картина не предполагала никаких зрелищных спецэффектов, только драма с элементами психологии. С поставленной задачей могли справиться лишь профессионалы соответствующего уровня.В середине 90-х годов актёрская звезда Брэда Питта уже во всю мощь сияла на голливудском небосклоне. Поэтому никаких других претендентов на роль Джо продюсеры даже не рассматривали. Экранный образ Перриша достался несравненному Энтони Хопкинсу. На съёмочной площадке мэтр, как всегда, оставался безукоризнен.
Роль Сьюзен была отдана юной британской актрисе Клэр Форлани. К этому времени молодая англичанка уже успела поработать в связке с Ш. Коннери и Н. Кейджем, так что назвать её неопытной дебютанткой было бы несправедливо.
Съёмочный процесс проходил интенсивно. Профессиональная команда трудилась с полной самоотдачей. Однако рабочий график не стал помехой романтическим отношениям.
- Во время работы над фильмом Питт и Форлани были на самом деле влюблены друг в друга.
- Хопкинс и Брест часто спорили между собой. Режиссёр настаивал на нескончаемых дублях, а знаменитый актёр противился этому.
- На роль Перриша первоначально всерьёз хотели утвердить Дж. Хэкмена.
- Среди актёров фильма трое являются обладателями "Оскара": Питт, Хопкинс и Марша Гэй Харден (Элисон, старшая дочь Перриша).
- Существует укороченная версия фильма, откуда вырезано большинство "деловых" сцен с Хопкинсом. Такие произвольные купюры вызвали в своё время справедливый режиссёрский гнев.
- В фильме можно заметить несколько кадровых нестыковок: бокал вина, который держит зять медиамагната, кочует из руки в руку при каждой смене следующего кадра; то же самое происходит перед юбилеем Перриша с шоколадным пирожным на блюде. Лямочки наряда Сьюзен то скрещиваются на спине героини, то лежат параллельно.
- В финале фильма звучит саундтрек "What a wonderful world", записанный ещё в конце 60-х годов самим Л. Армстронгом и включённый позднее в Зал Славы премии Грэмми.
Награды и финальная статистика
"Знакомьтесь, Джо Блэк" увидел свет 13 ноября 1998 г. Создание кинокартины обошлось в кругленькую сумму – 90$ млн! Достаточно долго фильм носил статус самого дорогого кино, в котором нет ни единого спецэффекта. Мировые кассовые сборы получились для исходного бюджета более чем скромными – чуть более 140$ млн.В довершение всего, лента была номинирована на мировые антипремии как "Худший ремейк" и "Худший фильм года". Мнения критиков не совпали со зрительским восприятием. Публика тепло восприняла картину, философская драма многим пришлась по душе.
Сегодня фильм уверенно входит в топы самых успешных кинокартин современности. Возможно, загадка его успеха кроется в понятных человеческих ценностях, которых часто не хватает в нынешних реалиях.
Тарас С.Частный инвестор, предприниматель, блогер. Инвестирую с 2008 года. Зарабатываю в интернете на высокодоходных проектах, криптовалютах, IPO, акциях и других активах. Со-владелец нескольких ресторанов и сети магазинов электронной техники. Консультирую партнеров, делюсь опытом.
Присоединяйся в Telegram-канал блога со свежими новостями. Чат с консультантом в Телеграм.
Присоединяйся в Telegram-канал блога со свежими новостями. Чат с консультантом в Телеграм.